Режим работы: ПН-ПТ с 09:00 до 20:00
СБ, ВС выходной

Неисправности рулевой рейки

Неисправности рулевой реки: причины и признаки поломки, как проверить
08 Июня 2023

Неисправности рулевой рейки способна нарушить привычный комфорт управления машиной, а также стать причиной серьезных проблем, включая аварии и ДТП. О наличии дефектов в работе системы рулевого управления (РУ) водителю сообщают такие признаки, как: ощущение гула при работе насоса ГУР, трудности с поворотом руля во время выполнения маневров, следы протечки жидкости, нарастающее постукивание при езде по неровностям и ухабам, обнаружение ржавчины на валу рейки.

Советы по распознаванию неполадок

На большинстве современных авто устанавливается гидро- либо электроусилитель руля (ГУР, ЭУР). Ключевые признаки неисправности рулевой рейки у них будут схожими, но существуют различия, требующие отдельного рассмотрения проблем.

Типовые неполадки руля с ГУР

Главные симптомы неисправности рулевой рейки с ГУР зачастую связаны с гидравликой. Неполадки проявляют себя следующим образом:

  • Для поворота руля требуется приложить больше усилий. Руль ощущается «тяжелее», если раньше он поворачивался без особых усилий, теперь маневры требует приложения физических усилий.
  • Уровень жидкости ГУР постоянно падает. О неисправности сообщает включившийся индикатор на панели приборов, обнаружение следов и потеков на асфальте либо под капотом.
  • Ощущение стука во время движения, усиливающегося с передвижением по гравийке, неровностям.
  • Гул, возникающий с поворотом руля, сила которого зависит от приложенного усилия. В отдельных случаях руль может вибрировать.
  • После поворотного маневра руль плохо возвращает начальное положение.
  • Нарушение траектории движения передними колесами – авто уводит в сторону.

Типовые неполадки руля с ЭУР

Поломки РУ с электрорейкой аналогичны проблемам с гидравликой, за исключением подтеков жидкости. Типовыми неисправностями в данном случае являются:

  • постукивания при перемещении руля;
  • неравномерность усилий на руле;
  • «закусывание» РК;
  • руль вращается самопроизвольно;
  • включение индикатора приборной панели.

Хотя симптомы и схожи, причины их возникновения несколько другие. Основная проблема – вода, попадающая на шток или затекающая в блок управления рейкой.

Причины возникновения поломок

Причинами неисправности рулевой рейки, сопровождающиеся возникновениям постукиваний, могут являться: изношенность червячной пары, зубчатого элемента вала либо втулки.

В узле РУ наибольшие нагрузки приходятся на сцепление по линии зубчатая основа – шестерня. С течением времени зубья не выдерживают, начинают разрушаться, в свою очередь это вызывает стук в процессе езды машины по неровностям.

Если зубья не разрушены, но присутствует малый люфт на штоке, проблема решается благодаря использованию регулировочной гайки. Путем ее подтягивания определяется величина оптимального промежутка. При полной поломке зубьев приходится менять рейку. В ряде случаев будет возможно обойтись лишь заменой шестерни.

Изношенность втулки усиливается под воздействием коррозии. Попадание влаги вызывает развитие внутри абразива, разъедающего деталь. Устранить неполадку позволяет замена элемента из ремкомплекта.

Другой распространенной причиной поломки выступает износ рулевой тяги либо ее наконечника. Такая ситуация возникает при разрыве пыльника, ведущем к вымыванию смазывающего компонента. Восстановлением деталей здесь не обойтись, потребуется их полная замена.

Тяга расположена в пыльнике, теряющем целостность со временем эксплуатации. Процесс усиливается от внешних факторов: попадания пыли, воды, грязи, оказывающих абразивное воздействие. Это существенно изнашивает тягу, а результатом является попадание нежелательных частиц в рейку, вызывающих ее изнашивание.

Если машину уводит в бок либо руль недостаточно быстро принимает исходное положение – это говорит о том, что вашей машине нужна настройка рулевой рейки. Выявить сопутствующие причины поможет проведение диагностики.

Проблемы рулевой рейки с ГУР

К возникновению проблем могут приводить следующие обстоятельства:

  • Коррозия вала. Современные модели авто не всегда оснащаются качественными деталями. Приводной вал рейки руля может выполняться из низкосортного металла, не иметь антикоррозийного защитного слоя. Это приводит к появлению ржавчины на корпусе, контактирующем с сальниками в процессе работы. Толщина вала снижается, повышается риск протечки жидкости гидроусилителя. Корпус приводного вала покрывается ржавчиной при длительном простое машины.
  • Старение резиновых уплотнителей. В процессе работы изнашиваются сальники, уплотнители, места соединений. С ходом времени от механических причин (перегрев, дубление) резина на уплотнителях перестает быть эластичной, это вызывает протечки, падение уровня жидкости.
  • Частичная неработоспособность насоса ГУР. Причиной неполадки служит естественное изнашивание либо применение низкосортной жидкости. Износ насоса увеличивается при значительных поворотах колес, особенно если авто надолго остается стоять в указанном положении.
  • Поломки клапанов распределителя. В результате нарушается правильный ток жидкости, а также работа самого усилителя.
  • Неисправность поршней гидроцилиндра с невозможностью создания нужного давления.
  • Проблемы с приводным ремнем насоса. В этом случае насос не сможет нормально функционировать, такая поломка считается критичной. Распространенная неисправность – растяжение (износ) ремня, приводящее к его проскальзыванию на шкивах. При растянутом ремне насос не получает требуемую угловую скорость, что мешает обеспечить требуемые показатели давления.

Появление скрипа в системе РУ зачастую происходит из-за образования ржавчины. Нередко ремонт либо замена реек сопровождается фиксацией пыльников при помощи пластиковых хомутов, так как они проще в установке. Но такая система не создает нужную герметизацию.

Основная масса реек содержит выполненные заводским методом специальные прорези на корпусе, обеспечивающие движение воздуха. Один хомут обеспечивает подсос холодного воздуха, другой – теплого. Без этого поверхность рейки будет подвергаться воздействию конденсата, что вызовет появление ржавчины. На практике она появляется уже в течение полугода.

Еще одной причиной может являться выработка корпуса. Недостаточно частая замена жидкости способствует появлению канавок на внутренней части корпуса. Износ металла провоцирует появление примесей, налипающих на тефлоновые кольца. Сильный абразив буквально разъедает корпус.

Восстанавливать рейку при таком дефекте нерационально, требуется замена детали. Проблема не относится к критичным, но требует решения, так как чревата стуком рулевой.

Проблемы рулевой рейки с ЭУР

К возникновению проблем могут приводить следующие обстоятельства:

  • ЭБУ. Система отправляет команды электродвигателю, анализируя данные поворотных датчиков. Блок ломается очень редко, но в ряде случаев могут появляться сбои. Возможны исключительные варианты в виде повреждения пластиковой крышки корпуса, сквозь трещину которой внутрь начинает попадать влага. В результате окисляются контакты электронного блока. Отремонтировать самостоятельно такую деталь невозможно, требуется профессиональная помощь мастеров автосервиса.
  • Реверсивный электромотор с червячной передачей. Ключевой исполняющий механизм, приводящий в движение вал. По аналогии с любым электродвигателем среди типичных неполадок – изношенность графитовых щеток, опорных втулок, замыкание/обрыв проводки якоря. Для ремонта потребуется профессиональная помощь мастеров автосервиса.
  • Червячная передача. В этом элементе «слабым звеном» выступает шестерня, которая изнашивается, происходит истирание зубьев. Узел не подлежит восстановлению, требуется замена.
  • Датчики поворота, шлейф. Поломка этих элементов либо сбои в работе нарушают функционирование ЭУР. В результате руль реагирует на поворот неверно либо с опозданием. Электронные системы не способны определить усилие, сторону поворота. Причина поломки определяется типом датчиков, ее вызывают изношенность, сопровождающаяся отклонением от центрального положения, повреждением шлейфа с полным отключением усилителя.
  • Втулки, подшипники. Внутренние втулки ЭУР со временем частично выходят из строя, что ведет к появлению гула. Из-за изношенных втулок рулевой механизм «закусывается» либо заклинивает. Нередко руль может начать вибрировать на поворотах. В случае износа подшипника электромотора из-за проникающей влаги водитель ощущается своеобразное завывание.

ЭУР характеризуется сложной диагностикой. Чтобы выявить неисправность, мастерам автосервиса нередко приходится использовать вспомогательные сканеры ошибок. На большинстве машин с ЭУР на приборной панели установлен индикатор, который начинает светиться при появлении ошибок в работе узла.

Как обнаружить неполадки

Хотя понять о наличии проблем водитель может и по поведению руля, но изношенность втулки либо степень ее выработки определяется исключительно при разборке либо снятии детали. Установить неполадки помогут описанные выше симптомы.

Способы проверки рейки руля на неполадки

Диагностика неисправностей осуществляется с учетом имеющихся симптомов, появляющихся при эксплуатации. Проверка рейки с ГУР проводится следующими способами:

  • Гул при поворотных маневрах. При ощущении гула при крайнем вывернутом положении руля требуется проверка состояния гидро- либо электроусилителя, а также остальных элементов системы. Гул может появляться даже при нормальном положении жидкости. Проверке подвергаются лопасти насоса (с годами его производительность может падать), состояние подшипников, состояние привода.
  • Протечка жидкости ГУР. Если подтеки носят регулярный характер, необходимо проинспектировать систему гидроусилителя, качество уплотнительных элементов. Это актуально, когда владелец часто производит долив жидкости в бачок. Другим признаком неполадок выступает протечка жидкости из магистрали. Потеки обнаруживаются на пыльниках рулевых тяг, а на асфальте образуется характерное пятно.

Нередко при протечках система подсасывает воздух. Он обнаруживается по бурлению жидкости в бачке. Один из факторов протечки – ржавление рейки. Исключить ее появление в будущем позволяет использование вместо для стяжки пыльников вместо стандартных пластиковых хомутов их металлических аналогов, благодаря которым достигается лучшая герметичность.

  • Ощущение стука в передней оси при движении. Постукивание может указывать и на проблемы с ходовой, требуется более детальная диагностика. Звуки могут ощущаться в центре либо по сторонам. Причина может крыться как в порванном пыльнике тяги, так и в неисправностях с тягой, рычагами, прочими элементами.

Для лучшего понимания причины неисправности необходимо снять и разобрать рейку. Проблема может иметь различный характер – от стравливающей регулировочной гайки до износа червячной пары.

  • Обрыв пыльника на тяге. Во время проведения диагностики рейки следует убедиться в целостности пыльника тяги. В идеале элемент должен сохранить целостность, эластичность. При его повреждении, попадании грязи требуется замена устройства, больше внимания следует уделять вопросам достаточного количества смазки и чистоте механизмов.

При проведении диагностики неполадок при наличии ЭУР проверяются указанные ниже элементы:

  • Разбитые втулки. Частая причина появления гула либо дребезжания при повороте. Определить неисправность позволяет демонтаж элемента с проверкой состояния. При обнаружении дефекта втулки не восстанавливается. В такой ситуации меняют ЭУР с рейкой либо приобретают ремкомплект, содержащий новые втулки.

Параллельно проверяется состояние червячной передачи. Она ломается реже, но на авто с большим пробегом подлежит обязательной проверке.

  • Поворотные датчики. Для проверки элементов используется компьютерная диагностика. Устройства отличаются высокой надежностью и редко ломаются. Проблемы начинаются при повреждении расположенного над ними пыльника, сопровождающимся попаданием внутрь влаги.
  • Рулевой электропривод. Современные модели ВАЗ, оснащенные ЭУР, при большом пробеге сталкиваются с проблемами электромотора. О дефектах водителю сообщает нарастание усилия, требуемого для рулевого колеса. Для определения причины неисправности рулевой рейки проверяют состояние подшипников, щеток, а также обмоток электромотора. Дополнительно проверяется качество пыльника, тяг, наконечников.

Последствия поломок

Поломки этого элемента нарушают безопасность управления машиной. И если в самом начале появления проблем, когда ощущается только слабый скрип, функциональность детали будет сохраняться, то в дальнейшем это грозит потерей контроля над транспортным средством, попаданием в аварию.

При обнаружении неисправностей рулевой необходимо незамедлительно отправляться в автосервис на проведение диагностики с последующим ремонтом.

Восстановление или замена

Ответ на этот вопрос неоднозначный, он зависит от ряда обстоятельств. Для его решения требуется комплексный подход. Наиболее надежный, однако дорогостоящий вариант – установка новой оригинальной детали. Но такой способ доступен не всем, поэтому его рекомендуют владельцам дорогих премиальных авто, а также тем, кто не планирует экономить на безопасности. Большинство автовладельцев приобретают неоригинальные детали либо ищут контрактные запчасти в хорошем состоянии.

Альтернативным выходом может стать приобретение и использование специального ремкомплекта. Он включает пыльники, втулки, сальники. Главное – обращать внимание на качество набора, а также доверить выполнение работ профессионалам с опытом. Приобретение качественного ремкомплекта с обращением в надежный автосервис позволит сэкономить и на стоимости услуг и получить надежно работающий узел автомобиля.

В отношении рейки с ЭУР чаще выполняется замена, так как независимо от сложности поломки мастера автосервиса рекомендуют установить новую деталь. При механических проблемах шлифовка элемента недопустима, исправление дефектов электроники требует немалых затрат времени и навыков.

Последние новости
Цена на ремонт рулевых реек в Москве
22.04.2024
Цена на ремонт рулевых реек в Москве
Читать далее
Почему стучит рулевая рейка? Диагностика и ремонт рулевых реек
22.04.2024
Почему стучит рулевая рейка? Диагностика и ремонт рулевых реек
Читать далее
Качественный ремонт рулевой рейки Toyota Corolla
19.03.2024
Качественный ремонт рулевой рейки Toyota Corolla
Читать далее
Ремонт рулевой рейки ХЕНДАЙ СОЛЯРИС (HYUNDAI SOLARIS): причины поломки и ремонт
19.03.2024
Ремонт рулевой рейки ХЕНДАЙ СОЛЯРИС (HYUNDAI SOLARIS): причины поломки и ремонт
Читать далее
Рулевые рейки Toyota: особенности ремонта и обслуживания
20.02.2024
Рулевые рейки Toyota: особенности ремонта и обслуживания
Читать далее
Ремонт рулевой рейки Мазда: признаки и причины неисправности, диагностика и ремонт
31.01.2024
Ремонт рулевой рейки Мазда: признаки и причины неисправности, диагностика и ремонт
Читать далее